
Организатор
Организую Складчины
Команда форума
- Сообщения
- 610 706
- Реакции
- 13 272
- Монеты
- 325
- Оплачено
- 1
- Ссылка на картинку
История отечественного и зарубежного искусства XX века: параллели и пересечения
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
В разгар промышленной революции европейская культура создала ей эстетическую антитезу — стиль модерн, изящный, утончённый и насыщенный идеей «искусство для искусства». У него было множество названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style в Англии. Российский модерн за рубежом чаще всего ассоциировался с дягилевскими «Русскими сезонами».
Однако в самой России ранний модернизм был решительно отвергнут авангардом как «буржуазное» искусство. Всеволод Мейерхольд писал: «Страшно, когда со сцены веет знакомыми мотивами из „модернистских“ журналов вроде Die Kunst, The Studio, Jugend. Страшно, если art nouveau и modern style, которые теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах, — проникнут на сцену, хоть и в более благородных формах». Для авангардистов модерн казался упадническим и декадентским, устремлённым к вневременной эстетике и гармонии «человеческих» форм.
И всё же именно эта ветвь русского искусства рубежа веков станет в центре внимания открывающей лекции. Речь пойдёт об объединениях «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Голубая роза» и мотивах, проявившихся как в павильонах Фёдора Шехтеля на Парижской выставке, так и в легендарных «Русских сезонах» Дягилева. Мы также поговорим об Аристархе Лентулове, Константине Сомове, Михаиле Нестерове и Константине Малявине, рассматривая особенности их изобразительного языка и его место в художественном ландшафте эпохи.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 1. Русский модерн и национальный стиль: эстетика культурного кода от 1890-х до 1910-х
В разгар промышленной революции европейская культура создала ей эстетическую антитезу — стиль модерн, изящный, утончённый и насыщенный идеей «искусство для искусства». У него было множество названий: ар-нуво во Франции, югендстиль в Германии, либерти в Италии, modern style в Англии. Российский модерн за рубежом чаще всего ассоциировался с дягилевскими «Русскими сезонами».
Однако в самой России ранний модернизм был решительно отвергнут авангардом как «буржуазное» искусство. Всеволод Мейерхольд писал: «Страшно, когда со сцены веет знакомыми мотивами из „модернистских“ журналов вроде Die Kunst, The Studio, Jugend. Страшно, если art nouveau и modern style, которые теперь всюду — на тросточках, на домах, в кондитерских и на плакатах, — проникнут на сцену, хоть и в более благородных формах». Для авангардистов модерн казался упадническим и декадентским, устремлённым к вневременной эстетике и гармонии «человеческих» форм.
И всё же именно эта ветвь русского искусства рубежа веков станет в центре внимания открывающей лекции. Речь пойдёт об объединениях «Мир искусства», «Бубновый валет» и «Голубая роза» и мотивах, проявившихся как в павильонах Фёдора Шехтеля на Парижской выставке, так и в легендарных «Русских сезонах» Дягилева. Мы также поговорим об Аристархе Лентулове, Константине Сомове, Михаиле Нестерове и Константине Малявине, рассматривая особенности их изобразительного языка и его место в художественном ландшафте эпохи.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть авторский контент.