
Организатор
Организую Складчины
Команда форума
- Сообщения
- 610 677
- Реакции
- 13 271
- Монеты
- 325
- Оплачено
- 1
- Ссылка на картинку
История отечественного и зарубежного искусства XX века: параллели и пересечения
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м
Конструктивизм Михаила Гинзбурга и братьев Весниных получил широкое распространение в советской архитектуре 1920-х годов. Этот стиль решительно отвергал архитектурные традиции прошлого и опирался на абстрактные геометрические формы, строго обусловленные функциональными и конструктивными особенностями зданий. Конструктивизм соответствовал революционному духу времени и стал «большим стилем», пришедшим на смену эклектике и модерну предыдущих десятилетий.
Однако, несмотря на его доминацию, параллельно существовали и другие направления. Так, Константин Мельников, представивший на Парижской выставке павильон СССР, вдохновивший Ле Корбюзье, шёл собственным путём. Иван Жолтовский неизменно придерживался неоклассицистической линии даже в «эпоху конструктивизма», а Иван Фомин разработал оригинальный стиль «красной дорики», основанный на переосмыслении классического наследия.
Перелом наступил в 1954 году, когда Никита Хрущёв на Всесоюзном совещании строителей в Кремле резко раскритиковал сталинскую архитектуру за чрезмерную дороговизну и помпезность. Уже через год вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С этого момента общественные и жилые здания лишились декоративного убранства, а советская архитектура, присоединившись к мировому модернистскому движению, стала частью общей системы координат. Документ призывал архитекторов «смелее осваивать передовые достижения отечественного и зарубежного строительства».
«Хрущёвская оттепель» открыла возможности для обмена опытом с коллегами из Западной и Восточной Европы. На лекции будут рассмотрены ключевые примеры нового стиля не только в Москве и Ленинграде, но и в других регионах СССР. Отдельное внимание будет уделено репрезентации так называемого «ленинского стиля» в Ульяновской области и его роли на международной арене.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 5. Динамика архитектуры в СССР: конструктивизм, сталинский ампир и переход к «оттепели» от 1920-х к 1950-м
Конструктивизм Михаила Гинзбурга и братьев Весниных получил широкое распространение в советской архитектуре 1920-х годов. Этот стиль решительно отвергал архитектурные традиции прошлого и опирался на абстрактные геометрические формы, строго обусловленные функциональными и конструктивными особенностями зданий. Конструктивизм соответствовал революционному духу времени и стал «большим стилем», пришедшим на смену эклектике и модерну предыдущих десятилетий.
Однако, несмотря на его доминацию, параллельно существовали и другие направления. Так, Константин Мельников, представивший на Парижской выставке павильон СССР, вдохновивший Ле Корбюзье, шёл собственным путём. Иван Жолтовский неизменно придерживался неоклассицистической линии даже в «эпоху конструктивизма», а Иван Фомин разработал оригинальный стиль «красной дорики», основанный на переосмыслении классического наследия.
Перелом наступил в 1954 году, когда Никита Хрущёв на Всесоюзном совещании строителей в Кремле резко раскритиковал сталинскую архитектуру за чрезмерную дороговизну и помпезность. Уже через год вышло постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». С этого момента общественные и жилые здания лишились декоративного убранства, а советская архитектура, присоединившись к мировому модернистскому движению, стала частью общей системы координат. Документ призывал архитекторов «смелее осваивать передовые достижения отечественного и зарубежного строительства».
«Хрущёвская оттепель» открыла возможности для обмена опытом с коллегами из Западной и Восточной Европы. На лекции будут рассмотрены ключевые примеры нового стиля не только в Москве и Ленинграде, но и в других регионах СССР. Отдельное внимание будет уделено репрезентации так называемого «ленинского стиля» в Ульяновской области и его роли на международной арене.
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть авторский контент.