
Организатор
Организую Складчины
Команда форума
- Сообщения
- 610 706
- Реакции
- 13 272
- Монеты
- 325
- Оплачено
- 1
- Ссылка на картинку
История отечественного и зарубежного искусства XX века: параллели и пересечения
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Наш отсчёт начнётся с 1939 года — с эпохальной статьи Клемента Гринберга «Авангард и китч», где он противопоставил модернизм как «высокое искусство» массовой культуре, задав тон последующим послевоенным дебатам.
С началом Второй мировой войны ключевые фигуры европейского авангарда — сюрреалисты во главе с Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Марселем Дюшаном — эмигрируют в Нью-Йорк, формируя основу для новой арт-сцены. Параллельно в философии складывается интеллектуальный ландшафт, который напрямую влияет на искусство: в 1942 году Альбер Камю публикует «Миф о Сизифе», а несколькими годами позже Жан-Поль Сартр выпускает «Бытие и ничто». Так рождается экзистенциализм — одно из ключевых мировоззрений второй половины века, отразившееся в перформансах и хеппенингах.
На художественной карте лидирующие позиции занимает Америка. Персональная выставка Джексона Поллока в 1943 году знаменует рождение абстрактного экспрессионизма, а выставка «14 американцев» в MoMA (1946) консолидирует Нью-Йоркскую школу вокруг Аршила Горки и Виллема де Кунинга. В это же время Европа ищет собственные пути: группа Cobra выступает за спонтанную живопись как форму протеста, её радикальный «Жёлтый манифест» отвергает рационализм. В 1960 году Аллан Капроу своими хеппенингами радикально стирает границу между искусством и жизнью.
Теоретическое осмысление искусства достигает новых вершин. В 1947 году Андре Мальро публикует «Воображаемый музей», размышляя о глобальном искусстве в эпоху репродукций. В 1950 году Мартин Хайдеггер в лекциях «Исток художественного творения» предлагает феноменологию искусства как «раскрытия бытия».
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Курс Кирилла Алексеева приглашает взглянуть на искусство XX века как на единый, но многоголосый процесс, где отечественные и зарубежные направления постоянно вступали в диалог, спорили и обогащали друг друга. Лекции охватывают ключевые вехи — от фантазий о «дальних землях» в стиле ар-нуво начала века до критики глобализации и расцвета институций в 1990-е. Слушатели проследят, каким образом поиски художников, разделённых эпохой и географией, вступали во вневременный разговор.
Лекция 6. От 1930-х к 1960-м: разломы и возрождение по обе стороны океана
Наш отсчёт начнётся с 1939 года — с эпохальной статьи Клемента Гринберга «Авангард и китч», где он противопоставил модернизм как «высокое искусство» массовой культуре, задав тон последующим послевоенным дебатам.
С началом Второй мировой войны ключевые фигуры европейского авангарда — сюрреалисты во главе с Андре Бретоном, Максом Эрнстом и Марселем Дюшаном — эмигрируют в Нью-Йорк, формируя основу для новой арт-сцены. Параллельно в философии складывается интеллектуальный ландшафт, который напрямую влияет на искусство: в 1942 году Альбер Камю публикует «Миф о Сизифе», а несколькими годами позже Жан-Поль Сартр выпускает «Бытие и ничто». Так рождается экзистенциализм — одно из ключевых мировоззрений второй половины века, отразившееся в перформансах и хеппенингах.
На художественной карте лидирующие позиции занимает Америка. Персональная выставка Джексона Поллока в 1943 году знаменует рождение абстрактного экспрессионизма, а выставка «14 американцев» в MoMA (1946) консолидирует Нью-Йоркскую школу вокруг Аршила Горки и Виллема де Кунинга. В это же время Европа ищет собственные пути: группа Cobra выступает за спонтанную живопись как форму протеста, её радикальный «Жёлтый манифест» отвергает рационализм. В 1960 году Аллан Капроу своими хеппенингами радикально стирает границу между искусством и жизнью.
Теоретическое осмысление искусства достигает новых вершин. В 1947 году Андре Мальро публикует «Воображаемый музей», размышляя о глобальном искусстве в эпоху репродукций. В 1950 году Мартин Хайдеггер в лекциях «Исток художественного творения» предлагает феноменологию искусства как «раскрытия бытия».
Лектор и автор курса - Кирилл Алексеев:
Кандидат философских наук, искусствовед, куратор. Преподаватель Школы экспертов и коллекционеров RMA, сотрудник кафедры кино и современного искусства факультета истории искусств РГГУ. В 2011 году — экспозиционер Премии Кандинского, участник экспертного совета. В 2010-2011 — номинант премии «Инновация», в 2012 – лауреат премии Курёхина в номинации «лучший кураторский региональный проект». С 2008-2013 работал в Государственной Третьяковской Галерее в отделе новейших течений в должности заместителя начальника отдела.
Лекции сопровождаются онлайн-трансляцией на платформе МТС Link.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть авторский контент.