
Организатор
Организую Складчины
Команда форума
- Сообщения
- 610 896
- Реакции
- 13 280
- Монеты
- 325
- Оплачено
- 1
- Ссылка на картинку
Христианская икона стала самым ярким воплощением трансформации видения, происшедшей в Римской империи. Начиная с IV века в центре европейской культуры окажется образ – икона - окно в мир невидимой, но при этом чувственной реальности.
В течение первых веков н.э. произошел переход от искусства, опирающегося на максимально подробное отражение зрительного восприятия предмета как имеющего объем и отбрасывающего тень, многоцветного и полного жизнеподобия, к образу, ориентированному на внутреннее умозрительное видение, и на соотношение с реальностью Священного текста. Однако, и в первом, и во втором случае в центре античной и позднеантичной живописи находилась проблема пространства, которое превратилось в метафизическое. Именно оно определяло способ изображения вещей, восприятие которых, в свою очередь, зависело от стратегий зрительского восприятия. Римская эпоха предлагает нам множество текстов, на примере которых мы сможем проанализировать, чего ожидал от изображения зритель. В нашем курсе мы постараемся выстроить максимально широкий контекст для рождения христианской иконы в первые века н.э. и подробно познакомимся с формированием иконного видения.
Лекция 5. Путь восхождения к Созерцанию. Монастырь святой Екатерины на Синае.
На лекции мы подробно рассмотрим уникальный монашеский комплекс на вершине Синая, в котором сохранилась мозаичная композиция VI века, посвященная Преображению Господню. В мозаиках святой Екатерины мы находим идеальное воплощение богословской экзегезы о божественной природе Христа. Однако, помимо этого, мозаичный ансамбль предлагает нам богословское обоснование вопроса о зрении и его возможностях, о богопознании и о взаимопроницаемости божественного и человеческого пространства.
Лектор: Лидия Сергеевна Чаковская
Кандидат философских наук, магистр иудаики, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, старший преподаватель МГУ им.Ломоносова.
В течение первых веков н.э. произошел переход от искусства, опирающегося на максимально подробное отражение зрительного восприятия предмета как имеющего объем и отбрасывающего тень, многоцветного и полного жизнеподобия, к образу, ориентированному на внутреннее умозрительное видение, и на соотношение с реальностью Священного текста. Однако, и в первом, и во втором случае в центре античной и позднеантичной живописи находилась проблема пространства, которое превратилось в метафизическое. Именно оно определяло способ изображения вещей, восприятие которых, в свою очередь, зависело от стратегий зрительского восприятия. Римская эпоха предлагает нам множество текстов, на примере которых мы сможем проанализировать, чего ожидал от изображения зритель. В нашем курсе мы постараемся выстроить максимально широкий контекст для рождения христианской иконы в первые века н.э. и подробно познакомимся с формированием иконного видения.
Лекция 5. Путь восхождения к Созерцанию. Монастырь святой Екатерины на Синае.
На лекции мы подробно рассмотрим уникальный монашеский комплекс на вершине Синая, в котором сохранилась мозаичная композиция VI века, посвященная Преображению Господню. В мозаиках святой Екатерины мы находим идеальное воплощение богословской экзегезы о божественной природе Христа. Однако, помимо этого, мозаичный ансамбль предлагает нам богословское обоснование вопроса о зрении и его возможностях, о богопознании и о взаимопроницаемости божественного и человеческого пространства.
Лектор: Лидия Сергеевна Чаковская
Кандидат философских наук, магистр иудаики, старший научный сотрудник Государственного института искусствознания, старший преподаватель МГУ им.Ломоносова.
Показать больше
Зарегистрируйтесь
, чтобы посмотреть авторский контент.